Шульман процитировала Пикуля: "На войне первая жертва - правда". Хочу добавить от себя: "И человечность".
— "Я тоже сейчас много думаю на тему того, насколько я имею право и хочу жить нормальной жизнью.
Думаю, заботиться о себе - это правильно. И по отношению к себе, и по отношению к близким, и по отношению к обязательствам перед другими людьми (в работе).
Главное, не забывать, что война есть и идёт прямо сейчас. Чтобы не стать чёрствой (не уйти в абстрагирование) и чтобы пройти урок до конца (а мне тут ещё много чего нужно пройти)."
Это мне моя ученица на днях написала.
Вернее уже не ученица - друг.
Она живет не в Украине и не в России. У нее все хорошо. Но она чувствует мое "нехорошо". И пишет каждое утро, спрашивает, как я. Делится мыслями и солнышком.
Не уйти в абстрагирование...
Еще на днях мне казалось, что нам и не грозит.
А сегодня я всерьез задумалась, как?
Как продолжать жить, ценить, любить и благословлять свою мирную жизнь (особенно ценить, когда она сегодня мирная, а завтра - кто знает), не потеряв при этом человечность и чуткость?
Не отморозившись...
Вчера иду по улице и вижу, как дворники очищают газоны. Совсем крошечные уже кучки снега там, где солнышко. Их не трогают. Еще пара теплых дней - и они сами исчезнут. Мусор из аккуратных кучек на моих на моих глазах перекочевывает в пластиковый мешок.
И я зависаю перед этим газоном и думаю: «Как же хорошо! Какая красота! Весна...»
И сразу следом картинка в голове с разрушенной центральной площадью Харькова и мысль: «А там все пока, наверное, так и есть - мусор, обломки, разрушенные дома... И как тогда я могу радоваться этой простой своей красоте?!"
Как совместить несовместимое?
Мне надо или про тот ужас как-то забыть, чтобы своей весне радоваться... Или вообще не радоваться... Отморозиться.
И вот стою я, такая, пялюсь на дворников...
Даже не наблюдаю... Наблюдение - это нечто все же про осознанность и активное проживание, но без активного вмешательства. А тут я как будто зависла... даже мысли все куда-то на время подевались.
И в какой-то момент ко мне даже не мысль пришла, а осознание.
И то, и другое ЕСТЬ.
И ужас войны, и весна.
И проживать не просто можно, а нужно и то, и другое.
Жизнь - не рагу, из которого можно съесть только мясо или картошку.
Она - смузи.
Можно выпить только все вместе, как есть.
Можно и нужно замечать и благословлять красоту и мир везде, где я их вижу. Не чтобы притупить боль, отвлечься, а чтобы показать, что я очень-очень это люблю и ценю! И хочу, чтобы оно было. Мне не все равно, мне радостно от того, что оно есть.
И одновременно плакать душой о горе и разрушениях, о ненависти и глупости, об алчности и циничности.
И то, и другое делает меня человеком.
ЧЕЛОВЕЧНОЙ.
Я бы предпочла, конечно, чтобы вдруг - раз! - и осталась только весна. Но если быть до конца честной, я бы так ее не ценила, если бы не война.
...
Сегодня читала-читала, и вычитала:
– Учитель! Как изменить Мир к лучшему?
– Каждый день убивать одного раба, одного советника, одного судью, одного аристократа и одного вождя.
На этом месте у меня глаза реально округлились 😳
Чего только сейчас в сети не встретишь, я уже ничему не удивляюсь!
– Но где же я найду стольких на каждый день?!
– В себе, дочь моя, только в себе...
Я больше не осуждаю тех, кто выбрал сейчас ненавидеть. Мне просто больно в контакте с ними. Но я общаюсь. Кто знает, какое по счету слово, или какое событие, или какой контакт вдруг - раз! - и пробудит в человеке человечность, вместе с которой на него обрушится большая боль... Я бы хотела в этот момент быть рядом, чтобы хотя бы просто разделить.
...
Еще сегодня много читала Ольгу Савельеву.
Посты от последнего по порядку. Как книгу. Когда-нибудь, я уверена, они станут хорошей книгой!
"Ненависть - это мухомор, который ты съедаешь сам, желая зла другому".
Думаю о ненависти...
Нормально, наверное, ненавидеть конкретно того, кто сделал тебе очень-очень плохо. Ненависть дает силы остановить или наказать.
Но я никогда не понимала, как это - ненавидеть всех мусульман, например, или всех украинцев, или всех американцев, или даже всех фашистов. Я просто не понимаю, кто такой - фашист. Ну, то есть умом понимаю, определение знаю, конечно же! Но фашист - он же одновременно еще и человек. Который что-то любит, о ком-то заботится, чего-то по-человечески боится.
Одно дело осуждать и судить за конкретные поступки. Это мне понятно. И совсем другое абстрактно ненавидеть человека или группу людей. Мне это не понятно. Я так не могу. И не хочу. Вот просто отказываюсь!
Вот если конкретный человек конкретно меня или кого-то мне дорогого убивает - я много разных эмоций чувствую, очень сильных, в том числе и ненавижу.
А если просто кого-то убивает - не ненавижу. Что не отменяет желания (и, если это в моих силах, попыток) его остановить. Я и Путина не ненавижу.
И вот я думаю, что же нужно сделать с людьми, чтобы они начали ненавидеть кого-то абстрактно? Например украинских нацистов. Чтобы они как само собой разумеющееся проглатывали сводки: "Столько-то нацистов на такую-то дату уничтожено".
Ммм...
А вы как, позвольте уточнить, нацистов от обычных людей отличаете?Или тут другая логика: кто убитый - тот нацист? Все просто...
Люди испытывают отвращение к убийству себе подобных. Ну, просто представьте, что вам в ресторане подсунули вместо курицы человечинку, и вы съели. Аж передергивает, правда?
Точно так же нам сложно вот просто взять и убить себе подобного.
Нужно иметь или очень-очень личную и очень-очень вескую на это причину. Но тут замучаешься для каждого в отдельности создавать такие причины.
Или убедить, что вот эта группа людей - они не совсем люди. Или вообще не люди.
Пересматриваем Матрицу.
Уже третью серию из четырех. Матрица "Революция". И вот они там сражаются с охотниками. Которые механические и вообще не люди. И я, конечно же, болею за людей!
А если бы это были люди и люди? За кого бы я тогда болела?
А если бы мне показали происходящее с разных точек зрения? (как в фильме "Последняя дуэль" https://vk.com/wall201766965_3943)
Поэтому НЕ люди.
Украинцы. Или даже хохлы - чтобы уже точно не люди.
Нацисты.
Америкосы.
А мы для многих в мире теперь - фашисты.
И тогда можно уничтожать.
С мыслями об очищении мира от скверны...
В чем суть человечности?
В том, чтобы видеть в людях людей.
Сегодня я отвечаю себе на этот вопрос именно так.
...
Собираю внутренний ресурс на организацию совместных чтений.
В планах:
📖 "Осознанное неподчинение" Айра Чейлефф
📖 "Женщина, у которой есть план" Мэй Маск (очень вдохновляющая)
📖 "Навыки ребенка в действии" Бэн Фурман (у многих с детьми сейчас все тоже обострилось, и нужны простые способы наладить)
📖 "Волна" Тод Штрассер
В основе последний книги - эксперимент, проведенный американским учителем Роном Джонсом в одной из школ Пало-Альто в 1967 году.
Начавшийся с вопроса о том, как простые жители Германии могли не замечать концентрационных лагерей, массовый репрессий и других бесчеловечных проявления фашизма, этот эксперимент закончился созданием организованной группы, живущей по законам тоталитарного общества, со своими репрессивными органами, диктатом дисциплины, искренней верой в идеалы нового общества и ненавистью к людям, не принимающим этих идеалов.
Пятидневный эксперимент, каждый день которого проходил под знаком новой формулы, заимствованной из уклада гитлеровской Германии, превратил учеников средней школы в образцовых граждан тоталитарного государства.
ПЯТЬ дней!
ВСЕГО ПЯТЬ дней!!!
Я читаю в комментариях у Савельевой: "Взрослая женщина, как не стыдно, хватит ныть! Где вы были 8 лет, когда убивали детей Донбасса?! Лучше поддержите нашу армию, наших солдат, свою страну!"
Как поддержать?
Одобрить?
Убийства?
Потому что где-то когда-то были другие убийства?
Где логика?
Я уж молчу про человечность!
Я не могу убить ни одного нациста. Я просто их не вижу перед собой.
И не факт, что смогу, даже если увижу.
Но я все-таки ПЛАНИРУЮ УБИВАТЬ как минимум одного нациста и одного фашиста в день.
В себе.
Всем добра! ❤